Дорожным камерам видеонаблюдения в России разрешат фиксировать опасное вождение
Дорожные камеры видеонаблюдения на российских автомагистралях (комплексы фото и видеофиксации нарушений ПДД) вскоре смогут обнаруживать опасное вождение. В настоящий момент проходит законодательная работа, поскольку в ГОСТе и КоАП необходимо внести соответствующие изменения. Утвердить новшества хотят уже в первом квартале 2022 года.
Правила дорожного движения предусматривают формулировку «опасное вождение» еще с 2016 года, но наказание за это не осуществлялось из-за недостаточной правовой базы, а именно, из-за отсутствующей статьи в КоАП, которая предусматривает наказание в виде штрафа за такие действия.
Над ГОСТом работают в Научном центре безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД России, где разрабатывают новые требования к камерам видеонаблюдения, а утверждать ГОСТ будет Росстандарт. В документе должны быть указаны, какие комплексы фиксации должны работать на дорогах, какими характеристиками должны обладать и какие нарушения они должны фиксировать. Предполагается, что для фиксации такого нарушения камеры видеонаблюдения или серверы должны быть оснащены соответствующей поведенческой видеоаналитикой на основе алгоритмов глубокого обучения.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин сомневается, что с помощью дорожных камер видеонаблюдения будет нереально выявлять такие нарушения, поскольку дальность их работы ограничена расстоянием. Такие нововведения не улучшат ситуацию на дорогах, считает автоэксперт, но, в то же время, добавят количество спорных ситуаций.
Тем не менее многие лидирующие мировые поставщики видеонаблюдения уже предлагают подобные решения. Например, в решении Dahua «Умное управление дорожным движением» (Smart Traffic Management) предусмотрено обнаружение незаконных парковок, мешающих движению, нарушения при смене полосы движения и пр. Такие функции заложены в умную камеру видеонаблюдения Dahua ITC952-AU3F-LZF1640. Данная умная камера видеонаблюдения обладает мощным оптическим зумом и матрицей высокого разрешения, а также технологией сьемки в условиях ультранизкого освещения. Решение успешно работает в более чем 30 странах и регионах мира, в частности, в городе Эр-Рияде.
Также на рассмотрении Министерства внутренних дел России – возврат ответственности за превышение средней скорости, определяемой с помощью двух дорожных камер видеонаблюдения, установленных на конкретном участке дороги. Штрафы за это взымались до 2021 года, но из-за негативной судебной практики, когда автовладельцам часто удавалось оспаривать штрафы, наказывать за это прекратили. Также в МВС планируют ввести фиксацию нарушений при помощи смартфонов с соответствующим приложением. Одним из таких приложения является «Помощник Москвы».
Ранее, в конце ноябре 2021 года сообщалось, что в Госдуме на рассмотрении находится законопроект о введении наказания за опасное вождение вплоть до конфискации автомобилей отдельных категорий нарушителей. Под определение таких действий в законопроекте попадают опасные маневры разных типов, включая отказ уступить дорогу, несоблюдение безопасной дистанции, резкое торможение и пр.